Система государственной поддержки малого предпринимательства в России Масштабы развития малого бизнеса в современной России и его вклад в оздоровление экономики явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка нуждаются в разносторонней государственной поддержке. В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по таким кредитам.

Государственная поддержка малого бизнеса

Основные положения Программы Состояние проблемы Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на годы далее именуется - Программа разработана в соответствии с Федеральным законом"О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Программа сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на годы.

Анализ результатов выполнения предыдущей Федеральной программы показывает, что система государственной поддержки малых предприятий стала создаваться более целенаправленно.

Структура и содержание поддержки малого предпринимательства: льготы, заявительная система регистрации, упрощенная система отчетности.

Суслякова Определены проблемы в развитии малого предпринимательства, роль государственных органов в поддержке малого предпринимательства, проведен анализ становления и особенностей развития малого предпринимательства в Республике Коми, установлены факторы, препятствующие его развитию. Сущность и принципы управления развитием малого предпринимательства Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и общественных структур.

В настоящее время многие проблемы в развитии малого предпринимательства порождены именно недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого бизнеса. Основными из них являются следующие: Полностью устранить или существенно ограничить их действие можно с помощью государственной а также интеграционной, международной и др. Говоря о поддержке малого бизнеса, следует определить, что речь в данном случае должна идти не только о выделении каких-либо средств, а в первую очередь о создании благоприятного климата в стране, способствующего развитию и эффективному функционированию малого предпринимательства.

Раскрывая сущность системы поддержки, необходимо рассмотреть ее составляющие части. Управленческое начало призвано быть ведущим, поскольку именно оно придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный и управляемый характер — это формирование правовой среды функционирования малого бизнеса, а также решение организационно-административных вопросов и контроль. Обеспечение в данном случае означает обслуживание малых предприятий, доведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов, услуг и т.

В структуре системы поддержки малого бизнеса выделяются три основных уровня: Каждый уровень сам образует некую систему и представлен тремя блоками: Между элементами блоков, блоками и уровнями системы поддержки существует тесная взаимосвязь, анализ которой позволяет сформулировать следующее определение: В эпоху рыночных отношений главным принципом управления развитием малого бизнеса должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйства.

Необходимо, чтобы внешняя среда не угнетала, а стимулировала предпринимательскую активность.

Современные тенденции развития малого предпринимательства в России 1. Масштабы и уровень развития малого предпринимательства в России 1. Анализ влияния кризиса на уровень производства на малых предприятиях 1. Анализ финансовых результатов и инвестиционной деятельности малых предприятий 1. Анализ основных тенденций развития малого предпринимательства в посткризисный период 1.

Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса выгодности функционирования малых хозяйственных структур в условиях динамичной внешней среды.

Система поддержки малого предпринимательства Понятие малого предпринимательства. Выделяют количественный, качественный и комбинированный экономический подходы к определению малого предпринимательства. Количественный критерий заключается в том, что для выделения малых предприятий используют такие факторы, как число занятых, объем продаж, балансовая стоимость активов.

Качественный критерий - это относительно небольшое число производимых продуктов, сравнительно ограниченные ресурсы и мощности, организация хозяйственной деятельности на рисковой и инновационной основах, а также на основе полной экономической ответственности и гибком управлении. При этом подходе малое предприятие рассматривается не как уменьшенный вариант большой кампании, а как организация, деятельность которой качественно отличается от крупных. Экономический критерий основан на выделении таких признаков, как небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемой продукции; правовая независимость, когда собственник сам контролирует свой бизнес; персонифицированное управление, т.

В экономической статистике России размер предприятия определяется тремя основными признаками: Согласно Федеральному закону от 14 июня г. Эти границы адекватны реальной экономической ситуации в стране.

Малое предпринимательство

Для законодательного обеспечения нормального развития и эффективной деятельности МП на различных этапах социально-экономических реформ, происходящих в России, необходима разработка правовых актов, охватывающих основные вопросы деятельности малого предприятия и его взаимодействия с органами власти всех уровней, с институциональными структурами, судебными и правоохранительными органами. При этом система этих актов должна воспринять в себя наиболее эффективные и прогрессивные элементы рыночного законодательства стран с устоявшимися традициями содействия малому предприятию в условиях цивилизованной рыночной экономики.

Начиная с г.

бизнеса. Основными недостатками государственной системы поддержки малого Рис. Структура системы государственной поддержки малого.

Краснодар , кандидат экономических наук Инновационная модель развития малого предпринимательства В статье обосновывается необходимость развития институтов малого предпринимательства. Рассматриваются несколько вариантов инфраструктуры по поддержке малых предприятий. Предложена система показателей по оценке качества институциональной среды малого инновационного предпринимательства на федеральном и региональном уровнях Ключевые слова: От эффективной государственной поддержки этого сектора зависит не только рост инновационного потенциала, повышение конкурентоспособности, но и изменение роли России на мировом рынке наукоемких технологий.

Создание микропроцессора в х гг. В настоящее время все производство наукоемкой продукции в мировой экономике базируется на 50—55 видах макротехнологий. США ежегодно экспортирует наукоемкой продукции примерно на млрд долл. Объем мирового рынка инноваций составляет в настоящее время около 2 трлн. Рассмотрим, какую роль играет малое предпринимательство в экономике стран-лидеров мирового рынка наукоемкой продукции табл.

Следует подчеркнуть одну общую макроэкономическую закономерность для стран-лидеров — приоритетную роль малого бизнеса в национальных экономиках. Показатели уровня развития малого предпринимательства в России значительно ниже: Однако, еще более неутешительные показатели в сфере малого инновационного бизнеса:

Структура и содержание поддержки малого предпринимательства

Социальная структура, социальные институты и процессы Количество траниц: Теоретико-методологические подходы к исследованию социальной инфраструктуры современного предпринимательства 1. Социальная инфраструктура предпринимательства как социологическая категория.

Раскрытие содержания структуры и функций государственной системы поддержки малого бизнеса позволяет определить принципы деятельности и .

Отли-чительная особенность развития малого предпринимательства в современной России состоит в том, что предпринимательская деятельность развивается не эволюционным путем как в странах с традиционной рыночной экономикой, а в результате радикальных экономических преобразований в условиях ломки административно-командной системы. Оно приобретает особенно большое значение на фоне кризисных явлений в российской экономике, которые затормозили процесс ее реформирования и становления рыночных отношений.

Однако уровень и темпы развития малого предпринимательства, его вклад в экономику не соответствуют ни потенциалу этого сектора, ни потребностям и задачам народного хозяйства. В связи с этим первостепенную роль приобретает эффективность системы поддержки малого предпринимательства СПМП. Страны с развитой рыночной экономикой накопили немалый опыт функционирования такой системы, однако прямое его перенесение на российскую почву невозможно.

Система поддержки малого предпринимательства в России делает первые шаги. Уже созданы и с разной степенью результативности действуют отдельные ее институты законы и другие нормативные акты, специализированные государственные и негосударственные органы, принимаются государственные программы поддержки малого предпринимательства. Определенные достижения в этой области имеются в целом ряде регионов России, в том числе и в Республике Башкортостан.

Вместе с тем процесс создания эффективной, целостной системы поддержки малого предпринимательства еще далеко не завершен. Слабо развита инфраструктура малого бизнеса, несовершенен арсенал экономических инструментов государственного и негосударственного воздействия на малое предпринимательство - субсидий, кредита, налоговой и амортизационной политики, государственных заказов, финансовых гарантий и интеграционных связей.

Преодоление этих недостатков и переход к последовательной государственной поддержке малого предпринимательства является актуальной задачей экономиче ской политики. С этим положением согласны представители всех политических течений и сторонники самых разных концепций - от радикальных либерально-рыночных, до сторонников жесткого государственного вмешательства в экономику.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

Особой новостью для рынка это не стало — о возможном новом назначении Бравермана, руководителя Федерального фонда развития жилищного строительства РЖС , в СМИ заговорили еще в мае, вскоре после появления информации о создании правительством новой структуры. Весной сообщалось, что под ее крыло отойдет наиболее опекаемая государством часть бизнеса — малое и среднее предпринимательство. Предполагается, что туда перейдут некоторые полномочия разных ведомств — в том числе Минэкономразвития, Минэнерго, Минсельхоза.

Высшей целью системы поддержки малого предпринимательства Государственная поддержка малого бизнеса базируется на следующих принципах.

Экономическая политика региональных органов власти Анализ экономической политики на региональном уровне с точки зрения оценки состояния делового климата необходим для определения его возможных воздействий на развитие малого предпринимательства. Индикатором в выявлении мер воздействия со стороны региональных органов власти и управления может служить степень регулирования цен на товары и услуги, анализ их решений и действий с точки зрения реализации равных прав и возможностей для развития всех групп хозяйствующих субъектов и секторов экономики.

Социально-политическая обстановка В этом разделе дается общая характеристика социально-политического климата, сложившегося в регионе, под углом зрения отношения населения к хозяйственной реформе, предпринимательству и государственной политике поддержки малого бизнеса. Степень политической нестабильности анализируется по следующим группам показателей: Органами государственной статистики собираются и публикуются данные о числе МП и количестве работающих на них как постоянно так и временно.

Кроме того, отслеживаются такие экономические показатели деятельности МП, как объем произведенной продукции, валовой доход, балансовая прибыль. Все данные предоставляются в разрезе отраслей и форм собственности. Таким образом, анализ данных государственной статистики по малому предпринимательству позволяет оценить его концентрацию в регионе как по числу предприятий, так и по числу занятых, выявить отраслевую структуру и сопоставить, в какой степени выявленные характеристики МП соответствуют общероссийским тенденциям и тому уровню, который сложился в развитых рыночных экономиках.

Сплошные и выборочные статистические наблюдения обеспечивают формирование временного ряда сопоставимых показателей, отражающих главным образом количественные характеристики экономической деятельности предприятий. Специальные опросы уточняют качественные параметры процессов, происходящих в малом предпринимательстве. Сведения, аккумулируемые союзами и ассоциациями, отражают меру осознания ими общих интересов и способность к их организационному выражению, лоббированию в структурах власти.

Поддержка малого бизнеса. Утро с Губернией. GuberniaTV